Рязань и авиация
В Рязанском краеведческом музее целый стенд посвящен подьячему Крякутному, служившему воеводой в канцелярии в Переславле Рязанском. В 1731 г. он якобы впервые в мире летал на аэростате, наполненном горячим воздухом. Но до Крякутного в 1699 г. рязанский стрелец Серов сделал в Ряжске «крылья из крыльев голубей великие и пытался на них летать». В 1724 г. приказчик Островков из села Пахлец неподалеку от Кораблино летал на крыльях из бычьих пузырей. В 1729 г. «кузнец «Черная гроза» назвавшийся, сделал крылья из проволоки и перьев, надевал их на рукава... летал... не высоко не низко, устал и опустился на кровлю церкви, но поп крылья сжег, а его едва не проклял».
Безусловно, тут в начале XVIII века творилось что-то интересное. Но почему рязанские патриоты прицепились именно к Крякутному? Да потому что на крыльях еще Икар летал, а у Крякутного воздушный шар! Получается, что не Жозеф и Этьен Монгольфье додумались до баллона с горячим воздухом, а наш Крякутной на 52 года раньше. Однако XVII век – дело темное. Но в историю авиации Рязань вошла. Уроженец Рязанщины летчик Л. Васильев в 1911 г. совершил рекордный перелет Москва – Петербург.
Рязанская земля родина К. Э. Циолковского, внесшего великий вклад в теоретическую космонавтику.
Рязань, как и часть Рязанскойя области, была частью тыла Красной Армии.
С 1940 года Рязань стала важным центром подготовки авиационных кадров. В Дягилево размещалась Рязанская высшая авиационная школа штурманов, начальником которой был выдающийся советский летчик А. В. Беляков. За годы войны здесь было подготовлено 2600 авиаспециалистов для бомбардировочной авиации 20 из них были удостоены звания Героя Советского Союза.
В честь подвигов авиаторов названы улицы города.
Улица Зубковой
Получила название 31 декабря 1971 года.
Антонина Леонтьевна Зубкова родилась в селе Семион Кораблинского района в 1920 году. Закончив среднюю школу, поступила на механико-математический факультет Московского университета. В октябре 1941 года добровольно ушла в Красную Армию, прошла специальную подготовку и стала военным штурманом. В годы войны совершила 68 боевых вьиетов. Звание Героя Советского Союза ей было присвоено 18 августа 1945 года. После войны с отличием закончила МГУ, преподавала в Военно-воздушной инженерной академии. А.Л. Зубкова погибла в авиакатастрофе
Улица Стройкова
19 июня 1965 года улица Загородная переименована в улицу Стройкова.
Николай Васильевич Стройков родился в 1921 году в селе Тырново Шиловского района. После переезда семьи в Рязань Николай работал слесарем на заводе «Рязсельмаш».
Его боевой путь начался в 1943 году на Курской дуге. До конца Великой Отечественной войны командир эскадрильи 213-го гвардейского истре бительного авиационного полка старший лейтенант Стройков совершил 245 боевых вылетов. В июне 1945 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Н. В. Стройков умер в январе 1964 года.
Проезд Завражнова
В 1965 году 1-й Кирпичнозаводской проезд переименовали в проезд Завражнова.
Иван Дмитриевич Завражнов родился в Рязани в 1906 году. К началу Великой Отечественной войны он уже имел боевой опыт—участвовал в советско-финской войне.
Первые боевые вылеты в Великую Отечественную И.Д. Завражнов совершил в июне 1941 года на Северном фронте. С апреля 1942 года служил на Северо-Западном фронте, был командиром 238-го истребительного авиаполка, затем командовал 72-м разведывательным авиаполком 6-ой воздушной армии. К августу 1943 года И. Д. Завражнов произвел 54 боевых вылета на разведку войск противника. Был награжден тремя медалями «За Отвагу», тремя орденами Красной Звезды и довольно редким и памятным орденом Александра Невского. В полку летчики о нем говорили: «Иван Завражный—трижды отважный».
Командующий 6-й воздушной армией генерал Ф. П. Полынин в своих мемуарах написал о Завражнове: «В самую ненастную погоду он уходил на задания и неизменно привозил исчерпывающие сведения о противнике... Его в армии знали буквально все. То, что рассказывали о нем, было сродни легенде».
В августе 1943 года И.Д. Завражнов погиб при исполнении боевого задания. Звание Героя Советского Союза ему было присвоено посмертно в сентябре 1943 года.
http://www.zdr-gazeta.ru/index.php?newsid=7571
Осенью 1941 года в Рязани сформировали авиационный полк, позднее развернутый во 2-ю гвардейскую Севастопольско-Берлинскую бомбардировочную авиационную дивизию.
Еще факт из истории рязанской авиации.
Во время войны деревообрабатывающий завод (ныне - Государственный Рязанский приборный завод)
выпускал десантные планеры конструкции Гурия Грошева (КБ Грибовского). Еще в начале
60-х Грошев работал на заводе в должности зам. главного инженера.
История Государственного Рязанского приборного завода началась в 1918. В этот год в Рязани был образован ДОЗ — Рязанский деревообрабатывающий завод. Его работа ничем не отличалась от работы тысяч мелких предприятий России до 1935 года, когда предприятие было переориентировано на выпуск продукции военного назначения.
Завод был передан из Главлеспрома в Наркомат авиационной промышленности СССР. С тех пор его история неразрывно связана с историей становления и развития отечественной авиации. Различные детали планера многих самолетов, воздушные винты, авиалыжи, лафеты вооружения — таков далеко не полный перечень продукции, выпускавшейся на заводе в 30-е годы.
В годы войны в Рязани выпускались авиакабины, подвесные баки и оборудование наземного обслуживания для большинства самолетов, прошедших Великую Отечественную, собирались бипланы У-2 — фронтовые "извозчики" и "почтальоны", было освоено производство десантных планеров.
В конце сороковых наступает эра реактивной авиации, дерево и ткань заменяет алюминий, стрелковое авиавооружение теснят управляемые ракеты. Успех в воздушном бою напрямую зависит от качества радиолокационных систем управления вооружением. В 50-е годы завод переориентируют на серийный выпуск систем управления авиационным вооружением. Завод становится Государственным Рязанским приборным и прочно занимает позицию на переднем крае науки и прогресса.
ЯК-25, СУ-11, МИГ-21, СУ-15, и МИГ-23 — возможности этих машин могут служить превосходными иллюстрациями к истории реактивной истребительной авиации. Их высокоточные электронные системы сходили с рязанского конвейера.
Полвека производства комплексов управления авиационным вооружением обусловили высочайшую культуру производства, стали великолепной школой для нескольких "кадровых поколений".
Государственный Рязанский приборный завод является крупнейшим предприятием России по серийному производству и сопровождению радарных систем. Выпущенными в Рязани станциями комплектуются лучшие истребители двух последних десятилетий: МИГ-29, СУ-27 и СУ-30.
Запущенные в серию в начале восьмидесятых, радиолокационные прицельные комплексы Н-001 и Н-019, после ряда модернизаций до сих пор стоят на вооружении более чем в 20 странах мира, включая Россию, и продолжают поставляться вместе с истребителями МИГ-29 и СУ-27.
И в наши дни в Рязанское небо поднимаются самолеты. В воздушном пространстве области проходят международные воздушные трассы. А над севером области гремят сверзвуковые самолеты в зонах испытательных полетов аэродрома Раменское.
Музей Дальней авиации на авиабазе Рязань- Дягилево Вход Расположен на территории авиабазы Дягилево | |
Музей Орловского гвардейского авиационного полка самолетов-заправщиков Вход Расположен на территории авиабазы Дягилево |
Авиационные памятники
МиГ-23П Рязанская обл., п. Путятино
|
Фотограф:Антон Щупак В боевой окраске. июль 2005 г |
В боевой окраске. июль 2005 г |
В боевой окраске. июль 2005 г |
Фотограф: Дмитрий Пичугин |
|
|
2008 г |
2008 г |
|
Рязанская обл., г. Шацк (с/н 591558)
|
Фотограф: июль 2002 г |
|
июль 2005 г Фотограф:Антон Щупак |
июль 2005 г (с/н 591558) |
г. Спас-Клёпики. Установлен к 60-летию окончания ВОВ. |
сентябрь 2007 г. июль 2002 г |
|
Фотограф:Александр Пахомов |
Фотограф:Александр Пахомов |
Л-410 г. Ермишь. Состояние самолета отвратительное....... |
июль 2008 г. |
|
|
|
Ту-16 Рязань (Дягилево) Самолет установлен в честь 50-летия
|
|
|||
Мемориал Славы Авиации Рязань (Дягилево)
|
|
|||
Ту-104 ? Рязань (уничтожен) В середине восьмидесятых годов установка самолетов-памятников практически прекратилась, а с 1988 года движение началось в обратную сторону: памятники начали повсеместно демонтировать. С началом девяностых годов резко подорожал лом цветных металлов, в результате чего процесс уничтожения старых самолетов принял лавинообразный характер. В результате, за десять лет из почти тридцати установленных Ил-18 сохранилось четыре; из двенадцати Ту-104 сохранилось два, из трех Ту-114 – один, из десяти Ту-124 – два.Из одиннадцати Ан-10 – не сохранилось ни одного. Безвозвратно утеряны такие редкие машины, как Ту-110, опытный экземпляр Ан-10 «Украина», первый серийный Ту-114, один первых серийных Ту-124. Большинство сохранившихся машин находится в весьма плачевном состоянии. |
||||
Новомичуринск (уничтожен 2006 г) |
||||
На выезде из деревни Криуша в сторону Клепиков стоят два обелиска летчикам-испытателям, погибшим в разное время в 70-е годы прошлого века. Над этими районами простираются зоны испытательных полетов аэродромов - Жуковский и Луховицы. Что поразительно самолеты упали при разных обстоятельствах в одно место, на окраину деревни Криуши в 200 метрах от крайнего дома. Подробности и обстоятельства катастроф смотреть по гиперссылке на каждого летчика. |
Местонахождение обелиска летчикам-испытателям у деревни Криуши. |
|||
Летчик- испытатель 1 класса, инженер Кречетов Владимир Анфимьевич погиб при испытании самолета 19 июля 1977 |
||||
Герой Советского Союза Заслуженный летчик-испытатель СССР Соловьев Евгений Степанович Погиб при исполнении служебных обязанностей 1.01.1931-7.07.1978 |
||||
Местонахождение обелиска экипажу дальнего бомбардировщика (4 человека) погибшего в начале войны. Если ехать по московской трассе в сторону Москвы от Рязани, то немного не доезжая трактора Дарьи Гармаш на левой стороне (ориентир вышка сотовой связи и АЗС). |
Летчикам лейтенантам Чукину В Прихно сержантам Карину М.А. Никулину М.А. погибшим при выполнении боевого задания 11 июля 1942 г. |
|||
Во время Великой Отечественной войны рядом с конезаводом базировался военный аэродром. Самолеты прятали прямо возле стен завода и натягивали маскировочные сетки. Линия фронта проходила рядом, но немцы не бомбили Старожилово, видимо зная, что создал все это их соплеменник. Мемориальный комплекс авиаторам погибшим в ВОВ возле семейной церкви фон Дервизов |
События
11 августа 2007 года. День Военно-воздушных сил России Участие самолетов авиабазы Дягилево в параде посвященном 95-й годовщине ВВС.
|
Фотообзор |
18 августа 2007 года. День Воздушного флота
| |
23 августа 2008 года. 75 лет Рязанскому аэроклубу |
Фотоотчет празднования 75-й годовщины на аэродроме Рязань-Протасово |
Аэродромы Рязанской области
"Областной аэродром "Протасово" государственное-муниципальное учреждение Аксенов Виктор Федорович - директор Расположен: 19 км юго-восточней города Рязань Ранее базировались Л-29, Рязанский УАЦ ДОСААФ . после «реформ» 1992 года 865-я брв база хранения Ми-8 и Ми-24-расформирована. |
|
|
|
Аэродром Ряжск
|
|
Аэродром возле ст.Тума по воспоминаниям ветеранов.
|
Организации
Технический центр «АВИАПРИБОР» 390044, Россия, г. Рязань, Забайкальская ул., д.15/2 тел. +7(4912)372431 тел. +7(4912)372393 360 АВИАЦИОННЫЙ РЕМОНТНЫЙ ЗАВОД http://www.360arz.ru/ тел. +7(4912)535606 ФГУП "ГРПЗ" Государственный Рязанский приборный завод 390000, Россия, г. Рязань, ул. Семинарская, д. 32. телефоны: (4912) 28-08-28, 29-81-12 Адрес электронной почты: kadry@grpz.ryazan.ru |
АЭРОКЛУБ РОСТО Телефон: (4912) 443234 Адрес : 390023, Новая ул., д. 92 |
|