Город Рязань   На главную

 

Перелеты в Великобританию и Америку


Наряду с полетами в глубокий тыл врага, с выполнением боевых заданий в интересах переднего края обороны наших войск, экипажи нашего полка неоднократно привлекались для выполнения специальных правительственных заданий.

Так одному из лучших и опытных боевых экипажей – экипажу майора АСЯМОВА Сергея Александровича

– в апреле 1942 года была поставлена задача – доставить на военном самолете (тяжелом бомбардировщике, не приспособленном для перевозки пассажиров) советскую военно-дипломатическую миссию из Москвы в Лондон, для ведения переговоров с соответствующими компетентными кругами о совместных действиях в борьбе с фашистской Германией. Полет проходил в исключительно сложных условиях. Предстояло преодолеть линию фронта, а далее маршрут пролегал над территорией Северной Европы, оккупированной немецко-фашистскими захватчиками. На любом участке полета самолет мог быть обстрелян зенитной артиллерией, либо встречен вражескими истребителями. Кроме того, трасса пролегала по району со сложными метеоусловиями. Несмотря на большие трудности, экипаж майора АСЯМОВА отлично справился с задачей: советская делегация своевременно, без каких- либо осложнений была доставлена в ВЕЛИКОБРИТАНИЮ.

В ВЕЛИКОБРИТАНИИ во время местного перелета на английском транспортном самолете «Фламинго» произошла авиационная катастрофа, во время которой АСЯМОВ С.А. погиб. Обратно ПЕ – 8 привел второй пилот майор ПУСЭП Э.К.

За отличное выполнение ответственного задания командиру корабля майору АСЯМОВУ С.А. было присвоено высокое почетное звание Героя Советского Союза-посмертно. Это был первый Герой нашего полка.

Остальные члены экипажа были награждены орденами и медалями Советского Союза.

Вслед за перелетом в Великобританию встал вопрос о согласовании действий советского правительства и США в борьбе против общего врага. Для ведения переговоров и подписания необходимых соглашений предстояло направить на американский континент нашу авторитетную, наделенную полномочиями правительства делегацию. Решено было направить в США делегацию, возглавляемую Первым заместителем Председателя Совета Народных Комиссаров Наркомом иностранных дел В.М.МОЛОТОВЫМ. Вполне понятно, что в это время доставить ее было нелегко. Морем было крайне опасно, так как подводные лодки противника бороздили по всем морям и океанам и топили беспощадно военные и торговые суда СССР и сторонников по антигитлеровской коалиции. Выход был только в использовании воздушного транспорта.

Задача по выполнению ответственного, очень сложного и трудного полета была поставлена нашему полку. Для ее выполнения был выделен экипаж майора ПУСЭП Э.К., старт перелета в Америку состоялся в ночь на 19 мая 1942 года.

Лететь было решено на хорошо проверенной машине № 42066, оснащенной двигателями АМ-35.

Командиром корабля был назначен майор ПУСЭП Эндель Карлович, вторым пилотом – майор ОБУХОВ Василий Михайлович.

Нарком иностранных дел В.М, Молотов и члены экипажа, доставившие его в США.

Слева - м-р Э.К. Пусэп, справа - м-р С.М. Романов

 

Маршрут перелета

-

 

Фрагмент карты перелета из музея ДА

На подлёте к Англии бомбардировщик встретил эскорт английских «Харрикейнов».

Рисунок Олега Карташова

 

Наш экипаж не самолетостроительном заводе в Англии. 1942 год

 

Перелет проходил с посадками на аэродроме ТИЛИНГ город Данди и ПРЕСТВИК (Шотландия), в РЕЙКЪЯВИКЕ (Исландия) и на канадской авиабазе ГУС-БЕЙ. Во второй половине дня 29 мая 1942 года ПЕ-8 благополучно доставил пассажиров в ВАШИНГТОН. После проведения переговоров 4 июня машина стартовала в обратный путь и благополучно вернулась в Москву.

Перелет делегации во главе с МОЛОТОВЫМ в Америку проходил на стандартном ПЕ-8. Единственное, что было сделано для пассажиров, это установка временных сидений в центральном отсеке. Пассажиры, а среди них были и женщины, были облачены в меховые комбинезоны и снабжены кислородными приборами. Температура за бортом доходила до – 40 градусов, в импровизированном пассажирском салоне было так же холодно.

Экипаж самолета Пе-8:

Э.ПУСЕП - командир корабля, 1-й пилот
В.Обухов - второй пилот
С.Романов,А.Штепенко - штурманы
С.ДМИТРИЕВ, А.ЗОЛОТАРЕВ - борттехники
МУХАНОВ,НИЗОВЦЕВ - радисты
Кожин - стрелок ценральной башни и еще 4 бортовых стрелка.

 

За выполнение этого полета весь экипаж бомбардировщика был удостоен боевых наград. Пилоты майор ПУСЭП Э.К.,штурманы майор ШТЕПЕНКО А.П. и майор РОМАНОВ С.М. получили звание Героев Советского Союза. (Указ Президиума ВС СССР от 20.06.1942 года).

В.Обухов, А.Золотарев, В.Дмитриев получили ордена"Ленина".

Кремль 1942 год. М.И.Калинин вручает Звезду Героя и Орден Ленина Романову С.М.

Ссылки по теме:

 

Мемуары: -Штепенко Александр Павлович- " Особое задание. Записки штурмана"

http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=2373

http://joinbiz.ru/refs/21/9134.html

Вячеслав Молотов. Школа выживания

Hosted by uCoz